Репортаж о героях в розовых футболках

April 23, 2018

Впечатления, восхищения, какие-то события, тексты внутри меня, воспоминания, важные проекты, лучшие годы, в конце концов, - всё так быстро исчезает, что от этой скорости становится не просто страшно – а отчаянно. «Всё временно» – где-то в рассылке TimePad пройдя на этой волне по ссылке за названием, в итоге обнаружила себя как-то в Измайлово в Москве на студенческом фестивале DOCA с этой темой в качестве заглавной. 

 

 

 

Хотя я, конечно, совсем недавно тут дочитала Уорда «Искусство смотреть», а еще была в том году в МоМА в Нью-Йорке (главный музей как никак!), ходила на бесчетное количество лекций, болтала на биеннале с художниками, тусовалась с коллекционерами и авторами, смотрела как создается, но, черт меня дери, осознать, что ты понял современное искусство, кажется, все равно невозможно. И от этого, придя на очередной фестиваль об этом самом вроде бы искусстве, я была совсем не готова к тому, с чем столкнулась. С ВНИМАНИЕМ, прикиньте. Настоящим, искренним, открытым, заботливым. К каждому зрителю, наблюдателю, да просто проходившему боком мимо где-то наивных, простых или с претензией - студенческих работ. Пять этажей ВУЗа далеко не в центре Москвы и в каждой аудитории – своя история, инсталляция, перформанс, выставка, и у каждой, у каждой (!) работы стоит гид. Студент в розовой футболке, рассказывающий второй день по 10 часов про свой объект всем новым посетителям так заинтересованно, включаясь в диалог, как в первый час – вот настоящий герой моего сегодняшнего дня. Может быть, я сошла с ума, но, если бы хотя бы один крупный фестиваль или музей просто попробовал бы такую историю – с рассказчиками – живыми и присутствующими, не безжизненные аудио-гиды или эксклюзивные экскурсии по экспозиции, а настоящие люди, рассказывающие, что автор имел ввиду, истоки идеи и подтекст – потрясенных людей, что здесь, оказывается, может быть что-то еще, чем «ой, да я также бы смог», было бы, наверное, чуть больше. 

 

Может быть, я зря до сих пор восхищаюсь в искусстве наивностью и искренностью, но именно она меня еще – трогает. Инсталляции, разложенные на университетском линолиуме в обычной аудитории или манифесты, развешенные между лестничных проемов на стенах с зеленой гос краской или прилепленные на скотч прямо на окна – ну чем не объекты для остановки. Например, посвященные теме нерешительности, транслирующие что иногда никакой собранной информации недостаточно, чтобы осмелиться сдвинуться с места. Или воспоминания 20-летних художников о том, «что умерло, пока я живу», куда вместились не только диафильмы, Рамстор, брейк на картонке, игра «Резиночка» и эмо, но и «вера в себя», «любовь», и даже «я сам». 

 

Отдельно выделю настоящую короткометражку, случившуюся во время перформанса «Безразличие». Мама одного из волонтеров зашла в аудиторию во время действия, а точнее без. Человек по имени Миша сидел на стуле, изображая безразличие, на стул напротив него мог присесть каждый и завести беседу, правда недолгую – Миша сказочно отыгрывал свою роль, смотря мимо собеседника и не реагируя даже на вошедшую чью-то маму. Которой, оказалось, равнодушный наш товарищ, был знаком. И вот тогда случился неожиданный мини-фильм.
- Миш, а ты чего не здороваешься-то?
- Маам (шепотом), ну хватит, это концепция, он изображает безразличие!
- Я все понимаю, но поздороваться-то можно! Да, Миш? Ну что, сложно что ли?
- Мам, ну хватит, не приставай к нему, он выйдет и подойдет к тебе, извинится, не может он пока, отстань, пожалуйста, от человека. 
- Мииша?
Просто посмотрите, это было великолепно – «А у меня задумка – разрушить!». 

 

Очередная работа содержала задание – нарисовать Диму. Дима – имя человека, изображенного на настенной доске. Посетители могут нарисовать портрет Димы, после чего изображение будет сфотографировано и стерто. Из рисунков, сделанных во время фестиваля , будет создан тайм-лапс, визуализирующий идею о том, как могут поменять человека люди, которые приходят в его жизнь. Пока я раздумывала что же привнести в Димин портрет, чей-то наглый маркер начал рисовать прямо передо мной. Девушка с безобидной улыбкой: «Ну мы же можем одновременно что-то менять в его жизни?». 

 

Найти себя в ящиках для хранения сумок из супермаркета, пробежаться по воде (посмотрите, как крахмал и вода, оказывается, могут олицетворять жизненный путь), а еще временный домик как в детстве – огромный в коридоре – из одеял и пледов – запрыгнула в него не раздумывая, смотрела на лампочки и думала, что в детстве я сошла бы с ума от восторга, если бы вместо диванных подушек был такой – на следующем этаже. 

 

В одной из аудиторий нашла ребят, абсолютно самозабвенно исполняющих для самих себя танцевальный перформанс. «Какое счастье - быть студентом и иметь на это время» – читалось в глазах случайных зрителей. 

 

В «Детской» среди игрушек и намеков на то, что уже невозможно придумать никаких новых развлечений для детей, столкнулась с инсталляцией, состоящей из длииинных-длинных списков всяких дурацких дел. А помните, когда играли «в больших» маленькими - взрослая жизнь представлялась, по другому, да? А на самом деле из этой игры невозможно выйти, и дела, как ты их не решай, никогда не кончатся, пока ты жив. 

И еще лекция Марины Звягинцевой про паблик-арт и ее личный опыт преобразования городской среды - 6 соток для каждого художника, «Как взять стул и смотреть на спальный район», «ГастАртБайтеры» – вагончики-бытовки для инсталляций впечатлили так, что включился организатор и стал договариваться о сотрудничестве.

 

В конце фестиваля простые вешалки чуть не превратила в арт-объект, обсудила с гидом как и почему не стала инсталляцией комната с надписью «Туалет не работает», заценила крутой дизайн инстаграма события и чуть не стащила работу про «Спать нельзя не спать» – это, кажется, слоган моих последних недель. 

 

Золотые времена, когда колючая проволока – для искусства, когда тебе еще 20, когда главный вопрос в ленте – «а кто будет потом убирать эти бумажные самолетики», когда есть время в моей взрослой и мирной жизни, чтобы успевать оставить в буквах то, на что его вечно не хватает - впечатления, восхищения, какие-то события, тексты внутри меня, воспоминания, важные проекты, лучшие годы, в конце концов.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload