Экватор лета и снова не Калифорния. +6, Заполярье, Арктика, постоянно клонит в сон, но действие побеждает состояние.
Встречи с удивительными людьми – покорителями Арктики, переживших многодневные походы без связи и среди льдов, и с простыми горожанами – душевными и искренними до кома в горле. «Я бы хотел здесь что-то делать – интересное, нужное людям, фестивали большие, но это, конечно, сейчас мечта. Открыл пока кафе с хорошим кофе, но у нас большие планы, мы чайные церемонии делаем, организовываем встречи всякие, так что поможем вам всем, чем сможем!».

ТерИберка (правильное ударение) – остолбенение, восторг от суровости и могучести красот этого края. 40 км грунтовки с постоянными остановками («Эквадорский банан, знал бы ты где окажешься!», «- Давайте найдем кустики!, - Где, в тундре?»), космические пейзажи вокруг и вот – берег Баренцева моря (я думала там не плавают, ага), маленькая заброшенная деревня, фоткаемся у таблички и обнаруживаем себя словно в известных по фильму декорациях, только это совсем не кино. Пятый арктический фестиваль в Териберке – это “арт-объекты” без специальной застройки, организаторы-герои, создающие с 2015 года весь этот движ на краю земли с выступлениями групп, настоящим фуд-городком с северной кухней и барбер-шопами, предлагающими стрижки на свежем воздухе с видом на кладбище кораблей.
В том году в эти даты было +36, но в этот июль повезло чуть меньше и шапки, варежки, носки расходились на ура. Правильная волонтерская арктическая форма (футболками тут не обойдешься), аттракцион «Сварите живого рака за 100 руб, подходите, закидывайте в котел, всего сотка!», качели на берегу, новые домики с панорамными окнами, пиво «Саша белый». Вне фестивальной, стоит отъехать в соседнее Лодейное – будничная атмосфера с детьми, гоняющими на квадриках, шашлыками за гаражами (и мое лучшее фото напротив них ever), двухэтажными хрущевками и матом перематом из каждого угла. Еще 20 минут – и водопады, впадающие прямо в Северный ледовитый. Теперь я видела все четыре океана Земли, но именно здесь, стоя на скале, я сдерживала слезы – то ли от ветра, то ли от восторга. Его мощь сносит, сила и свобода – влюбляют с первого взгляда. Говорят, сюда даже заплывают киты – самые большие животные в мире! Оборачиваешься и снова не можешь наглядеться – такой удивительно мягкий мох, в который проваливаешься, как в ковер, безумно красивая тундра – словно японский гигантский сад камней, виды, отражающиеся в озерах – стоп-кадры из фильма National Geographic. Да, не «Зарядье», конечно.
Возвращаемся в город (теплый пол в номере после дня, проведенного на ветру – как божья благодать), «Меха», «Шубы», «Пивас для вас», сирень, цветущая в плюс шесть, разговоры с таксистом: «И с чего китайцы взяли, что дети, зачатые под северное сияние - рождаются счастливыми? Повалили теперь! К финнам-то и норгам мы уже привыкли. В Норвегию? Не, не езжу. Там можно только толерантность найти, счастье - вряд ли». По дороге в аэропорт, смотря в серое небо, все вспоминаю, словно картинки из энциклопедии – бескрайние дали тундры, океан, лишайники, карликовые деревья.
Восток Кольского полуострова, ты фантастичен.